мужчин больше. Отмечено также, что удельная плотность коллагена (характеризующая "укладку" фибрилл в дерме) у женщин существенно ниже практически в любом возрастном периоде. Вероятно, это связано с влиянием андрогенов, так как у пациентов с вирилизмом плотность коллагена в коже выше нормы. С возрастом происходит постепенное снижение содержания коллагена в дерме как у мужчин, так и у женщин. Однако поскольку у женщин наблюдается более низкое исходное содержание коллагена, чем у мужчин, они кажутся более "молодыми", чем их свертники противоположного пола.
Толщина кожной складки, измеренная на предплечье [51], начинает снижаться после 35 лет (по другим исследованиям [24] с 17-24 лет) у женщин и после 45 лет у мужчин.
Согласно этой теории, каждый вид живых организмов имеет определенную продолжительность жизни. Некие внутренние часы отсчитывают время и запускают разрушающий механизм, вызывающий старение и в итоге приводящий к смерти. Известно, что каждый вид имеет и определенную максимальную продолжительность жизни. Для черепахи – это в среднем 130 лет (может быть и больше), для человека –120 лет, для кошки – 20 лет, а для землеройки – только 2 года. Это наводит на мысль, что продолжительность жизни вида генетически запрограммирована.
Предположение согласуется с тем, что различные клетки, из которых состоят ткани человеческого тела, воспроизводят себя делением только ограниченное число раз. Тут уместным становится упоминание так называемого «предела Хайфлика».
Опыты, проведенные над клеточными культурами различных видов животных, показали, что существует максимальное число делений, совершаемых клеткой. Оно зависит от вида, к которому принадлежит животное, типа клетки и возраста донора, у которого была взята клетка. Это и есть предел Хайфлика, названный в честь ученого, впервые обнаружившего это явление.
Клетка кожи руки (фибробласт), взятая у новорожденного, делится примерно 50 раз, у 40-летнего человека – 40 раз, у 90-летнего – 30 раз. С другой стороны, существует связь между средней продолжительностью жизни вида и соответствующим пределом Хайфлика. Например, галапагосская черепаха, живущая около 175 лет, имеет предел Хайфлика, равный 130.
Итак, вот как выглядит процесс деления клеток в изложении ученых (в нем, правда, довольно много научных терминов, но без них объяснить этот процесс очень сложно). Во время клеточного размножения теломеры (структуры, обеспечивающие стабильность хромосом) теряют небольшую часть своей длины. После некоторого числа делений теломеры становятся очень короткими, и клетка теряет способность к дальнейшему разделению. Этим, вероятно, и объясняется существование некоего предела делений.
Зародышевые клетки, которые отвечают за передачу жизни от поколения к поколению, содержат фермент - теломеразу. Этот фермент регулирует длину теломера и, тем самым, обуславливает существование предела Хайфлика.
Открытие теломеразы наводило на мысль, что найден ключ к бессмертию, с помощью которого можно будет заблокировать биологические часы. Однако стоит помнить, что это всего лишь гипотеза, требующая тщательного исследования.
Существование предела Хайфлика показывает, что теория биологических часов в принципе верна. Но возраст, при котором наступает генетически запрограммированная смерть, связанная с резкой остановкой основного механизма биологической машины, сильно отличается от максимальной продолжительности жизни, установленной для данного вида.
По этой теории у человека последнее, 50-е, деление должно произойти в 250-300 лет. До этого возраста, однако, никто не доживает из-за утраты клетками своих функций в результате катастрофы ошибок.
Старение кожи с точки зрения теории свободных радикалов, предложенной доктором медицины Харманом из университета штата Небраска примерно в середине 1950-х годов, происходит борьба за электроны между здоровыми клетками и свободными радикалами.
Свободные радикалы - изначально молекулы кислорода, потерявшие в результате реакций с другими молекулами один электрон. Из-за этого они становятся чрезвычайно активыными в поиске потерянного электрона. Стремясь найти недостающую частичку, свободные радикалы выхватывают электроны у других здоровых молекул и порождают новые свободные радикалы, повреждая при этом целостность клеточных компонентов.
Несмотря на то, что свободные радикалы присущи природе, они все же очень опасны, повреждая здоровые клетки в своем стремлении вновь стать стабильными. Важно помнить, что свободные радикалы возникают не только в результате естественных процессов в организме, но и под влиянием вредных факторов внешней среды, включая солнечный свет,сигаретный дым и загрязнение воздуха.
При старении кожи ее основной белок - коллаген, придающий ей упругость и мягкость, особенно подвержен вредному действию свободных радикалов. Непрекращающаяся атака свободных радикалов ведет к химическим изменениям - образованию так называемых перекрестных связей. За счет этого нарушается свободное перемещение коллагеновых молекул друг относительно друга, они спаиваются вместе в пучки и становятся жесткими, гибкость, упругость, кожу начинает выглядеть старой.
Существует много причин, из-за которых кожа подвергается вредному воздействию свободных радикалов, но самым коварным является солнечное излучение. Все происходит мгновенно: свободные радикалы уже активированы, солнечный свет активирует также энзим, разрушающий жиры в клетках кожи. Продукт расщепления жира химики называют арахидоновой кислотой, предвестницей молекул, способных вызывать воспаление кожи. А такие молекулы, которые вызывают воспаление кожи, ускоряют ее старение. Тем временем свободные радикалы внутри клеток нашей кожи активизируют молекулы, называемые фактором копирования.
Фактор копирования - безвредные маленькие молекулы, они плавают внутри наших клеток, пока не подвергнутся активации. Если мы выходим на солнце, и его свет падает на кожу, возникают свободные радикалы. Они действуют на маленькие невинные молекулы, которые называют факторами копирования, заставляя их мигрировать к центру клетки - ядру. Попав в ядро, факторы копирования заставляют ДНК вырабатывать различные химические вещества. Если действует фактор копирования NFk-B, то эти вещества обладают воспалительными свойствами, что, конечно, вредно для клетки и ускоряет процесс старения. От ультрафиолета факторы копирования могут активировать АР-1. АР-1 начинает производить энзимы, разрушающие коллаген, что может вызвать возникновение в коже тонких дефектов. Доктор Гари Фишер, ученый-дерматолог называет этот процесс микрорубцеванием. Так зарождаются морщины.
Иными словами, морщины создаются теми тонкими рубчиками, которые образуются, когда активированный солнцем АР-1 начинает вырабатывать разрушающие коллаген энзимы. Однако АР-1 "просыпается" не только под воздействием солнечного света. Мощные антиоксиданты типа альфа-липоевой кислоты тоже могут активировать АР-1, но с обратным эффектом. Когда АР-1 начинает работать, под действием алфа-липоевой кислоты, разрушающие коллаген энзимы атакуют только поврежденные молекулы коллагена и фактически помогают залечить тонкие рубцы, убирая или сглаживая морщины. |