TAndra (aspasiaroma) wrote,
TAndra
aspasiaroma

Categories:

Лев Гумилев. Случайно оказался в поле моего зрения.

Так получилось, что когда мы обсуждали тему диссертации, мой куратор заметил.
- Возможно, Вы не знаете, что Гумилев использовал римские портреты в своих работах...
- Нет, не знаю.
- Так вот. Он взял портрет римлянина республики, портрет Марка Аврелия и портрет Константина...Того, огромного. И сказал, что это иллюстрация его теории пассионарности. Мол, последний портрет - это свидетельство вырождения римского этноса.
- Так это же глупость, - в сердцах сказала я.

После этого поковырялась в работах Льва Гумилева, нашла, видимо, то, о чем говорил профессор. Только третий портрет здесь не Константин, а   Филипп Араб. И это совсем другой персонаж и иной стиль. Однако, основную идею Гумилева я вижу. Только не стала бы называть это доказательством. Скорее, иллюстративный ряд к идее пассионарности.

 
"Возростное состояние этноса довольно отчетливо проявляется в физиогномике. На рисунках, выполненных Н. В. Симоновской [жена Л.Н. Гумилева] (1920–2004), по античным скульптурам, изображены римляне трех фаз этногенеза. Первый человек волевой с чувством долга; второй - эмоциональный, неусточивый; не заслуживающий доверия; третий - тупой, жестокий, упрямый."

Прочла еще раз биографию Льва Николаевича. Мужественный человек.
И что меня восхищает в нем, так это его неуемное желание исследовать, писать. Можно не соглашаться с его выводами, но его жизнь - это невероятная история.
Tags: Археология, История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments